В нестабильных экономических условиях растет спрос на консультационные услуги, которые дают ощутимый эффект и фактически становятся инструментом инвестирования в бизнес.
Кризисы традиционно способствуют росту числа обращений компаний, например, кHR-консультантам при сокращении штата или юристам при увеличении числа споров исудов сконтрагентами. Такие явления наблюдались вовремя финансовых кризисов и2008‑го, и2014 годов. Однако если впервом случае экономика довольно быстро вернулась кросту, топоследние кризисные явления затянулись. Рентабельность бизнеса уменьшилась, что заставляет предпринимателей неустанно совершенствовать финансовые модели иуправленческий учет.
Бизнес-процессы усложняются скаждым днем, иу предпринимателей просто нет времени самостоятельно разбираться вовсех тонкостях, говорит владелец компании «Дочки-сыночки» Александр Бондяшов. «Консультанты, очевидно, имеют больший опыт внедрения решений», — делится онвпечатлением отрегулярной работы спрофессиональными советниками.
Дефицит бюджета мотивирует государство более эффективно изыскивать источники его пополнения, иэто еще один повод искать помощи упрофессионалов. Давление набизнес состороны контролирующих органов, атакже возросшая сложность взаимодействия срегуляторами заставляют бизнес все чаще прибегать кпомощи консультантов, покрайней мере вюридической сфере, отмечает руководитель юридического департамента компании «Русклимат» Павел Симонов.
Значительного роста экономики вближайшей перспективе ожидать неследует. При таком прогнозе компании будут делать ставку настратегии постепенного развития, дальнейшую оптимизацию работы исокращение издержек. Вконсалтинге для бизнеса напервое место вышли показатели эффективности— так называемый ROI-подход кпроектам. Коэффициент ROI (от англ. return ofinvestment) позволяет измерить финансовую отдачу отвложенных вконсалтинг средств иделаетего, посути, инструментом инвестирования вразвитие.
«Коэффициенты эффективности мырассчитываем еще наэтапе получения отконсультанта коммерческого предложения. Если ROI низкие— отказываемся отпроекта или рассматриваем возможность реализовать его своими силами», — рассказывает Павел Симонов. Поего словам, проект срентабельностью инвестиций ниже 200 % просто непроходит. «Это, правда, относится только кне особо крупным проектам, стоимостью до1 млнруб. Если речь идет оболее крупных проектах, стоимостью внесколько десятков миллионов, требуемая для ихстарта рентабельность может быть иниже», — отмечает руководитель юридического департамента компании «Русклимат».
Такой поход эффективен нетолько при реализации традиционных проектов, связанных соптимизацией бизнес-процессов иразвитием бизнеса, таких как внедрение управленческих систем, совершенствование IT-инфраструктуры, маркетинг, продажи ит. д., нодаже втрадиционно «расходных» сферах.
Характерный пример— аудит, который многие собственники компаний зачастую считают пустой тратой денег идублированием функций бухгалтерии. Однако можно взглянуть наситуацию сдругой стороны. Аудит среднего предприятия обычно обходится в100–200тыс.руб. Если укомпании много операций (например, поимпортным договорам, предусматривающим большое количество документов), наличие технических ошибок практически неизбежно. Аэти ошибки могут еще иносить системный характер— скажем, если неправильно оформлялись учетные документы. Втаком случае объемы налоговых штрафов инедоимок могут исчисляться десятками миллионов рублей. Учитывая резко возросший впоследние годы профессионализм фискальных органов, штрафы становятся практически неизбежными. Таким образом, получается, что ROI инвестирования ваудит может составлять тысячи процентов.
Поданным исследования английской компании LexisNexis, опросившей клиентов юридических фирм, большинство консультантов предоставляют клиенту рекомендации, наосновании анализа которых заказчик сам вынужден формулировать для себя решение. Нобизнесу, подчеркивают аналитики LexisNexis, нужны несоветы, аготовые решения, причем такие, для реализации которых требуется минимум ресурсов. Эти решения должны обеспечивать достижение конкретного результата: например, вслучае аудита клиент должен получить рекомендации поустранению ошибок вучете, если речь опроекте поувеличению продаж, необходимо создать эффективную систему спонятными механизмами управления, совершенствование маркетинговых исследований предполагает обновленную стратегию коммуникации спотребителями ит. д.
«Бизнес— сложная система, состоящая измножества подсистем: корпоративная культура, продажи, учет, позиционирование бренда, изучение предпочтений клиентов, обучение персонала идр. Для гармоничного развития необходимо совершенствовать бизнес-функции вкомплексе», — говорит управляющий директор КСК групп Тимур Абдуллаев. Нельзя ставить задачу резкого расширения продаж, неоценив сырьевую базу, наличие доступа кфинансированию ииные аспекты— иначе непонятно, как потом выполнить взятые подоговорам обязательства.
Зачастую предприниматели, стремясь решить конкретную задачу, заказывают точечную консультацию, ив результате получают нулевой, ато иотрицательный эффект. Крупный бизнес давно оценил преимущества комплексного подхода, позволяющего избегать подобных последствий иведущего кмаксимальной результативности совместного сконсультантами проекта. Сейчас, пословам Тимура Абдуллаева, кэтому пришли идинамично развивающиеся средние компании.